Евгений Ищенко (evgen_isch) wrote,
Евгений Ищенко
evgen_isch

Царь Соломон о субъектности граждан России



"От многая мудрости многая печали. Приумножающей знания приумножает скорбь" (с) Соломон
Друзья, сегодня о вас поговорим. Возможно о вас вчерашних, а может и нынешних.

О чём говорит великий царь Соломон применительно к гражданам современной России? Есть ощущение, что сия загадка несколько прояснилась вашему покорному слуге.

Современная Россия. Наши дни.

Занимаясь уже несколько лет общественными проектами, имею удовольствие наблюдать за большим количеством наших с вами соотечественниках разного возраста, профессий и социального статуса. В процессе общения, при заведении разговора о каких-то более менее глубоких темах на уровне внутренних глубинных мотиваций человека, общих смыслах, причинах и следствиях крупных событий в России и мире, я очень часто наблюдаю одну распространённую реакцию на первых же секундах разговора. Это мгновенное нежелание собеседника даже на толику вникать в суть обсуждаемого вопроса. Возможность узнать больше, получить недостающую картинку в свою общую картину мира с максимальной интенсивностью игнорируется. Это даже не нежелание, а какой-то панический страх сложности.

Чаще это сопровождается стандартными отговорками: "Мне некогда в этом разбираться", "Зачем всё усложнять", "Я в не политики". Наверняка многие из вас ранее сталкивались с подобным.

В пору говорить о новом термине "комплексиофобии" - боязни сложности (от лат. complexio-сложность, phobia-боязнь). Не уверен, что нечто подобное ранее уже не было описано кем-то.

Для меня подобная реакция всегда была очень странной и противоестественной человеческой сути. Как так можно, устраняться от знания о главных базовых отправных вещах?..

Мне на выручку, в качестве дополнения к мудрости древнего царя Соломона, пришла наша старая проверенная уже народная мудрость: "Меньше знаешь, крепче спишь" (с) Русская народная мудрость.

Мудрость народная она всегда ближе и понятнее.

Предлагаю разобрать эти две мудрости применительно к описанному выше феномену.

И так, Соломон говорит о том, что "бОльшие знания увеличивают скорбь". Народная же мудрость по сути подтверждает царские слова, но заходит с обратной стороны мол "меньше знаешь, меньше беспокойства" (предполагается, что при наличии некоторых знаний есть потребность на них как-то реагировать, что-то делать, но при отсутствии этого действия и образуется то самое "беспокойство").

Что же это за "скорбь" такая, что за "беспокойство"?

Ответ на подобные вопросы как всегда оказался прост.

Наш народ, не смотря на 35-ти летние попытки вытравить его душу новыми потребительскими эгоистичными стандартами, всё ещё находится  в русской культурной матрице, в традициях соборности и тяге к справедливости.  И тут возникает момент истины - как только ты (я) узнаешь всю расстановку сил, все причины и следствия, т.е. получаешь бОльшие знания, то уже нет возможности, исходя из своей сути, избегать необходимости принятия ответственности и неучастия в решении вскрывшейся проблемы. Появляется большой запрос на внутреннюю субъектность. И уже не скажешь "Я не знал, и спросу нет". Себя точно не обманешь. А вот уже последующие попытки сознательного избегания этого (ответственности, субъектности) под давлением "чтобы быть как все" порождают глубокую неудовлетворенность жизнью, тоску и ту самую "скорбь и печаль". "Знаю, но ничего с этим не делаю..." "Кто я тогда такой?"

И начинается ломка, которая на непродолжительное время притупляется инъекцией потребительства - покупки новой ненужной вещи, гаджета, изысканной жратвы, конвейерной эмоции и прочих суррогатов бытия.

Получается, что наша современная комплексиофобия (избегания знаний) - это жалкая защитная реакция на необходимость брать на себя ответственность и действовать. Правда она всегда лезет наружу. От неё не спрятаться. Ты в любом случае так или иначе соприкасаешься с ней и после этого ты уже не можешь быть прежним, а если и пытаешься остаться таковым, то всё больше себя ненавидишь.

Пытаясь справиться с этим "недугом", эта часть граждан всё больше отрекается от своей истории, от смыслов, от себя настоящих. От того, что делает наш народ победителем на протяжении сотен лет. Внутренний голос вкладывает в руки защищающий меч истории, но мы глушим этот голос пережором потребительства и погружением в патернализм

Всё больше граждан нашей страны проходят точку невозврата, становясь навсегда частью потребительской массы, вычёркивая себя из великого народа, забывая свои историю. Типа "Нет диагноза - нет и проблемы". А метастазы тем временем без шума расходятся по организму.

Подведём итог:

  1. Огораживаешь себя от знаний - обманываешь себя, прибываешь в иллюзии благополучия;

  2. Получаешь знания, приобщаешься к сложности - вспыхивает потребность субъектности, т.е. направленного действия на результат (исправления ситуации);

  3. Гасишь внутренний позыв к действию - перестаёшь уважать себя, отказываешься от своей сути, истории и как следствие тоска, скорбь и печаль;

  4. Пытаешься залить "ломку подлинности" суррогатами бытия - постепенно навсегда теряешь связь со своей исторической сутью и как следствие расчеловечевание и превращение народа в потребительскую слизь.

Имел ли в виду именно это царь Соломон? Исходя из масштабности его личности (мощной субъектности), полагаю что было что-то близкое. Он понимал суть глобальных вещей, но не находил в себе сил и возможности справиться со всем этим масштабом. Главное его отличие от описываемой части российского общества - это явно не избегание действия и уж конечно не попытки спрятаться за суррогатами потребительства.

Интересно послушать ваши мнения по теме поста.


Tags: Россия, Соломон, гражданская активность, действие, субъектность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments